
Имя моего деда Ивана Герасимовича Серова записано сразу в двух Книгах Памяти: Горьковской области, где он был призван на воинскую службу, и Владимирской, откуда он родом.
В семье не сохранилось документов на деда, а информация, найденная в государственных архивах, недостаточно полная. Мы не знаем точную дату рождения – во всех выписках значится только год: 1914. Это значит, что на начало войны ему было 26 или 27 лет.
Родом он из Петушинского района Владимирской области. Родился в крестьянской семье, в Петушках закончил школу-восьмилетку. Как раз в то время шло строительство Горьковского автозавода, и когда Иван об этом узнал, то бросил всё и поехал в Горький. Он с детства интересовался механикой, и хотя сначала молодого парня взяли простым рабочим, он быстро стал мастером-механиком. Одновременно Иван Герасимович учился на рабфаке, по окончании которого легко поступил на кораблестроительный факультет политехнического института. Однако семейные обстоятельства вскоре вынудили его вернуться домой. Впрочем, туда он поехал уже не один, а со своей женой, моей бабушкой Евдокией Григорьевной Яничкиной. Позже он получил педагогическое образование, стал учителем физики, работал по распределению сначала в Ивановской, а потом вновь в Горьковской области.
Вот почему он был призван на службу поздно – сначала его держала бронь, которую ему дали как мастеру Горьковского автозавода, а после – учёба в вузах и некоторое время работа по распределению. Только осенью 1939 года Ивана Герасимовича призвали на службу на балтийской флот. Бабушка вернулась в Горький к своей родне, и видела своего мужа только один раз – когда ему через несколько месяцев дали краткосрочный отпуск в связи с рождением сына, моего отца.
В 1941 году воинская часть, где служил Иван Серов, уже год как располагалась в Латвии. Когда фашистские войска стали занимать наши территории, моряков в спешном порядке перебросили в Ленинградскую область. Вскоре Ленинград оказался в блокаде, но к этому времени дед, служивший в штабе, прошёл курсы командного состава быстроходных лодок и в звании младшего сержанта стал командиром самоходной установки.
Взятый в блокаду флот, где служил дедушка, насколько мог, оборонял город. В конце января блокада Ленинграда была прорвана, и корабли получили боевые задания. Выполняя одно из них, самоходка под командованием деда была обстреляна. Дед был ранен осколком снаряда в грудную клетку 29 января 1943 года и три дня спустя скончался в госпитале.
Наша семья долгое время не знала обстоятельств его гибели – не были переданы документы, и бабушке моей не дали разъяснений. Долгие годы семья считала, что дед умер от ожогов, а всё потому, что летом 1943 года в Петушки приехал израненный солдат, разыскал нашу родню и сказал: лежал, мол, в одном госпитале с Иваном, был он сильно обгоревший и умер тяжело. И только два года назад нашли копии архивных документов, где были указаны обстоятельства его гибели. И место захоронения: братское кладбище в посёлке имени Морозова во Всеволожском районе Ленинградской области.
Вадим СЕРОВ, корреспондент газеты «Красный сормович» в 2000–2005 гг.
Перепечатка материалов – с разрешения редакции. Мнения авторов и редакции могут не совпадать.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию. За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель.
© Создание сайта – Информагентство Инфорос 2025
Учредитель и издатель ООО ИА «Инфорос».
Главный редактор: Федотова М.В.
E-mail:krsorm@bk.ru
Оставить сообщение: