
О двух сормовских парнях, участниках Великой Отечественной войны, рассказали газете их племянники. Что объединяет героев этих рассказов? Оба они были призваны в армию Сормовским военкоматом за год-два до войны, оба успели получить первое воинское звание – лейтенант. Оба пропали без вести в 1941 году – один под Оршей, другой – под Москвой. Но они заложили первые камни в основание будущей Великой Победы, и поэтому мы говорим о них как о представителях поколения победителей.
ОН НИКОГДА НЕ ТЕРЯЛ ВРЕМЕНИ ДАРОМ
ЗУБКОВ Валентин Михайлович, род. 1921. Сержант. Пропал без вести, дек. 1941. (Запись в «Книге Памяти нижегородцев, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Т. 2. - Нижний Новгород, 1994, с. 520.)
Что можно сказать о человеке, вся жизнь которого уложилась в двадцать лет… Родился 21 мая 1921 года. Родители: отец – рабочий завода «Красное Сормово» Михаил Григорьевич Зубков, мать – Елизавета Степановна Зубкова.
Валентин был старшим ребёнком в семье. То ли это обстоятельство, то ли природная склонность сформировали его как натуру живую и деятельную: с раннего детства он никогда не терял времени даром. Любил подвижные игры – лапту, «чижик», прятки, в которых всегда был заводилой. До войны детских велосипедов в Сормове не видывали, но благодаря тому, что у дяди, работника завода «Красное Сормово», был взрослый дорожный велосипед, Валька ещё мальчишкой выучился ездить на нём – под рамой. С помощью того же дяди – Павла Степановича Погодина – овладел основами фотографии и делал хорошие снимки, сохранившиеся до сих пор.
Круг интересов его был широк и разнообразен – от физкультурных занятий до чтения книг и игры в шашки и шахматы. Учился он хорошо, и не только потому, что это было нужно. Ему это было просто интересно.
В летние каникулы перед десятым классом Валентин работал вожатым на детской площадке, её тогда называли «форпост». На заработанные деньги, по совету родителей, купил первый и, как оказалось, единственный в своей жизни костюм…
Валентин учился в школе № 82 им. Баррикад 1905 года, в одном классе с будущим Героем Советского Союза Василием Ивановым. В 1939 году пути друзей разошлись: Василий уехал учиться в лётное училище, в город Энгельс, а Валентин поступил на вечернее отделение Горьковского индустриального института. Одновременно устроился на работу в КБ завода «Красное Сормово» чертёжником. На этом же заводе работали его дядя – инженером и отец – газорезчиком в паровозном цехе.
В феврале 1940 года Валентин Зубков был призван в ряды Красной Армии. Уходя на службу, сказал провожавшим его товарищам: «Или грудь в крестах, или голова в кустах!»
Воинскую службу проходил под Тулой. Перед войной был уже младшим командиром. После начала войны родные получили от него только одно письмо – в июне 1941 года.
Валентин Михайлович многого не успел совершить в своей жизни, но сделал главное – стал Человеком и отдал свою жизнь во имя жизни и свободы своей Родины.
Олег КУЛИКОВ, племянник Валентина Зубкова
«ПОГОНИМ ФАШИСТОВ И В ХВОСТ, И В ГРИВУ!..»
В «Книге Памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (Т. 2. Нижний Новгород, 1994) на 514-й странице есть лаконичная запись: ДУРАНДИН Николай Фёдорович. Лейтенант. Пропал без вести, июль 1942 года.
И даже в этой краткой записи есть неточность. Лейтенант Дурандин пропал без вести под Оршей, в первые же дни войны – в июле 1941 года. Ни подвигов не успел он совершить, ни наград получить… И всё же мне хотелось бы рассказать о нём чуть больше – всё, что я знаю и помню из рассказов о нём моей мамы, Лидии Фёдоровны Финюковой (Дурандиной).
Николай Фёдорович Дурандин – мой родной дядя. Мои бабушка и дедушка - Фёдор и Мария Дурандины – уроженцы Княгининского уезда Нижегородской губернии. В годы Первой мировой войны дед служил в интендантских войсках в Ярославле. Там в октябре 1917 года и родился Николай.
В начале 1920-х годов семья перебралась в Сормово, Фёдор Спиридонович работал на Сормовском заводе. В 1928 году ему дали квартиру в двухэтажном кирпичном доме на улице Свирского, 8. В детстве у Коли было две рубашки-косоворотки с красивой вышивкой по вороту: на одной – васильки, на другой – пчёлки. Однажды мальчонку ужалила пчела, и с тех пор он ни в какую не хотел надевать рубашку с пчёлками, приговаривая: «Не надо жу-жу!»
Мальчик был очень смышлёным, спокойным и скромным, честным до простоты. Был старателен к учёбе, к любой работе. Совершенно не умел обманывать, и в людях не любил лукавства.
После окончания сормовской школы №77 работал на заводе «Красное Сормово», учился на рабфаке. Вступил в комсомол. Роста был среднего, но крепкий и широкоплечий. В сарае возле дома хранился его «спортинвентарь» – две пудовые гири. Глаза у Коли были необыкновенные – светло-голубые, ясные, как его душа. Хорошо играл в шахматы. Однажды в воскресенье пришёл из Сормовского Дворца культуры, с шахматного турнира, очень воодушевлённый и с порога объявил домашним: «Обыграл одного деда – вот с такой бородой!» И показал двумя руками объём бороды – до пояса. Видимо, для него это было неоспоримое свидетельство мудрости его соперника.
Кстати, с ДК связана такая история. Николай ходил во Дворец на занятия спортивных секций, а его старшая сестра Галина - на танцы. По характеру они были, что называется, небо и земля: сестра - бойкая, озорная. Домой всегда возвращались вместе.
Однажды Коля ждал сестру на улице, у парадной лестницы, как вдруг откуда ни возьмись на него налетел пьяный буян. Николай не хотел затевать драку, только отмахивался от дебошира, стараясь урезонить его словами. Когда Галина увидела, что «наших бьют», она, маленькая, ловкая, налетела на верзилу с кулаками. Это обескуражило драчуна, и он поспешил ретироваться. Потом эту историю долго вспоминали со смехом: как это спортсмена-гиревика защитила птичка-сестричка…
Николай научился у отца играть на баяне. Любил читать, ценил и понимал юмор. Мама рассказывала о том, как однажды старший брат (он был старше неё на 11 лет) читал какую-то книжку и вслух смеялся. Она спросила, что это за книжка такая смешная. Коля показал сестрёнке обложку – Гоголь, «Мёртвые души»… Сестрёнка обожала брата, смотрела на него, как на героя, богатыря – такого же сильного и доброго.
В 1939 году Николая призвали в Красную Армию, в артиллерию. На проводах играл на баяне одну из любимых песен – «Дан приказ: ему – на запад». А Николай Дурандин отправился на Восток. Сначала в Златоуст, а потом ещё восточнее. В районе Байкала их воинский эшелон потерпел крушение, Николай попал в госпиталь, но родные узнали об этом только много месяцев спустя. Не хотел сообщать и расстраивать, жалел мать…
Старательного, ответственного парня приметили, направили учиться в школу комсостава, и перед войной Николай Дурандин был уже лейтенантом. Успел прислать домой посылку – солдатское одеяло. Маме сшили из него пальто, она проходила в нём всю войну…
Всего одно фронтовое письмо, один солдатский треугольник хранился в семье. Сын и брат успокаивал родителей и сестёр – «погоним фашистов в хвост и в гриву!» И вскоре – извещение, что лейтенант Николай Фёдорович Дурандин пропал без вести под Оршей в июле 1941 года. Кто воевал, знает, что это значит, какое это трагическое и страшное сочетание букв и цифр – «Орша, 1941»…
Дед переживал смерть сына очень остро, так и не смог оправиться после этого страшного известия. Он умер на рабочем месте, в 1943 году. И только тогда бабушка нашла в кармане его рабочей спецовки «инвалидную книжку» – он скрывал от семьи свои серьёзные проблемы с сердцем. Бабушке всю оставшуюся жизнь, до самой смерти (она умерла в 1958 году) сын снился за колючей проволокой. Она всё надеялась, что он в плену, что, бог даст, вернётся…
Уже после войны один из сослуживцев моего дяди, сормович, рассказывал, что он, якобы, видел гибель Николая – от прямого попадания вражеского снаряда… Но ни бабушка, ни мама этим рассказам почему-то не доверяли.
Я никогда не видела своего дядю, но мне кажется, что я очень хорошо знаю его. Это родной и близкий мне человек. И, наверное, от мамы передалась мне какая-то необычайно трепетная, светлая любовь к нему. Может быть потому, что они очень похожи.
Маргарита ФИНЮКОВА, племянница Николая Дурандина
Фото из семейных архивов КУЛИКОВЫХ и ФИНЮКОВЫХ
Оставить сообщение: