12+
Специальная версия

ЭКСПОНАТ ПОД РЕГИСТРАЦИОННЫМ НОМЕРОМ ТЯ.6

На фото: Е.С. Мишин с препаратом сердца Бенардаки после панихиды в Александро-Невской лавре. Декабрь 2010 года

 

В июле этого года исполняется 225 лет со дня рождения основателя Сормовского завода Дмитрия Егоровича Бенардаки (1799–1870). Благодаря  глубокой,  многолетней исследовательской работе Музея истории завода «Красное Сормово» это имя стало известно каждому сормовичу.  В январе 2024  года экспозиция музея, посвящённая  жизни и трудам Д.Е. Бенардаки, пополнилась ещё  одним  уникальным экспонатом.

Имя Дмитрия Бенардаки, российского предпринимателя и мецената греческого происхождения,  практически не упоминалось в советской справочной и исторической литературе. В русских дореволюционных энциклопедических справочниках также нет биографических данных о Бенардаки. Комментаторы Гоголя, Аксакова и Лескова (с этими писателями Дмитрий Егорович был дружен) ограничивались краткой справкой: «Бенардаки Дмитрий Егорович (ум. 1870) – богатый петербургский откупщик».

Почти ничего не знали об основателе завода и на «Красном Сормове». Скудная информация о Бенардаки, имеющаяся в книгах по истории предприятия, изданных с 1920-х вплоть до 2006 года, носила ярко выраженные следы «социального заказа». Их авторы ограничивались, в основном, такими характеристиками хозяина завода: «изворотливый коммерсант», «оборотистый делец», «умный и хитрый хищник» и т. п.

В середине 1990-х годов появилась возможность по-новому взглянуть на фигуру этого незаурядного человека, очистить её от идеологических стереотипов. Исследовательская деятельность Музея истории завода «Красное Сормово» в этом направлении послужила делу возвращения имени Д.Е. Бенардаки в общественно-исторический актив, в память россиян, и в первую очередь – сормовичей и нижегородцев.

Современники Бенардаки – историки, писатели, учёные, инженеры – высоко ценили его ум и широту воззрений, энергию и деловые качества. Так, историк М.П. Погодин отмечал «смелость, деятельность и честность» как главные достоинства Бенардаки. Профессор Петербургского университета М.М. Стасюлевич писал: «…если бы такой человек был в Англии, то наверное он был бы министром». Писатель С.Т. Аксаков говорил о Бенардаки как о человеке, «замечательном по своему уму и душевным свойствам».

Говоря современным языком, бизнес-система Бенардаки поначалу включала в себя сельскохозяйственное производство и винные откупа, а впоследствии – громадные горнозаводский, золотодобывающий и машиностроительный комплексы, предприятия лёгкой промышленности. В середине XIX века его «промышленная империя» распростёрлась от Чёрного и Балтийского морей до Амура. Жемчужиной в короне этой «империи» называли Сормовский завод. Заслуги Дмитрия Егоровича Бенардаки были отмечены императором России Александром II (орденами Святого Владимира 4-й и 3-й степени) и королём Греции Оттоном I (знаками ордена Спасителя большого креста).

Сормовский завод, основы которого заложил Бенардаки, стал легендой отечественной судостроительной промышленности, заводом-универсалом, продукция его известна по всей стране и за её пределами. Благодаря этому градообразующему предприятию на месте безвестной деревушки Соромово вырос процветающий, один из крупнейших районов Нижнего Новгорода – Сормовский район. Основа успешной деятельности ПАО «Завод «Красное Сормово» в настоящее время заложена ещё в середине XIX века – могучей энергетикой и предпринимательским даром Д.Е. Бенардаки.

Начиная это исследование жизни и деятельности  Бенардаки более четверти века назад, сотрудники музея даже предположить не могли, какая бесценная информация станет доступной, к каким значительным практическим результатам это приведёт. А результаты и впрямь впечатляющие.

Так, в 2019 году, к 220-летию со дня рождения Бенардаки, в музее была оформлена экспозиция, посвящённая его деяниям на благо России. С 2019 года с экспозицией ознакомились более 15 тысяч посетителей.

В том же году в центре Сормовского района был открыт памятник Дмитрию Бенардаки работы талантливого нижегородского скульптора Алексея Щитова. Памятник стал одной из достопримечательностей Сормова и Нижнего Новгорода.

22 февраля 2023 года со стапелей завода был спущен на воду сухогрузный теплоход проекта RSD59. По инициативе музея он был назван в честь крупного российского промышленника Дмитрия Бенардаки.

В 2023 году вышла в свет книга «Сердце Бенардаки осталось в России» (автор М. Финюкова), которая стала итогом музейного исследования.

 

Надо сказать, что исследовательский интерес подогревала и загадочная история о захоронении Д.Е. Бенардаки в 1870 году (в Греческой Посольской церкви Санкт-Петербурга) и о перезахоронении его останков в 2010 году (в Александро-Невской лавре Северной столицы).

В начале 2000-х годов возникла версия о том, что после смерти Бенардаки его тело было похоронено в Санкт-Петербурге (и это правда), а сердце – в Греции (а это не так). Этот «греческий миф» пошёл кочевать из публикации в публикацию. Благодаря членам Российско-греческого клуба им. Бенардаки удалось установить, что сердце Бенардаки осталось в России (в самом прямом смысле).

В этом вопросе большую информационную помощь оказал Евгений Степанович Мишин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой  судебной медицины, организатор Музея судебной медицины в Академии им. Мечникова (Санкт-Петербург). В книге «Сердце Бенардаки осталось в России» помещено большое интервью, где Евгений Степанович рассказал, как в 1960-е годы препарат сердца Бенардаки оказался в музее судебной медицины и как оно вместе с другими останками предпринимателя было предано земле в 2010 году.

В 1962 году Греческая Посольская церковь, в склепе которой был погребён Д.Е. Бенардаки, была снесена, а на её месте возведён Большой концертный зал «Октябрьский». К тому времени в нашей стране имя Бенардаки было основательно забыто. А вот его мумифицированное тело вызвало большой интерес специалистов. Фрагменты тела (голова, кисть левой руки, стопа и сердце) были изъяты, а тело кремировано. Изъятые фрагменты стали экспонатами Музея судебной медицины. Сердце, заключённое в стеклянный сосуд с консервирующей жидкостью,  стало «объектом музея под  регистрационным  номером  ТЯ.6».

С 2003 года члены Греческой общины Санкт-Петербурга боролись за то, чтобы останки Бенардаки были преданы земле, согласно христианскому обычаю,  и обрели покой – теперь уже навеки.

В декабре 2010 года зав. кафедрой судебной медицины Академии им. Мечникова Е.С. Мишин передал останки Бенардаки президенту Ассоциации греческих общественных объединений России И.И. Саввиди – для захоронения.

Перед этим сотрудниками  академии были изготовлены две голограммы* сердца Бенардаки – «объекта №ТЯ.6»,  как значится в акте передачи. Одна голограмма находится в музее Академии им. И.И. Мечникова. Вторую в январе 2024 года  Евгений Степанович Мишин передал Музею истории завода «Красное Сормово». Вскоре каждый посетитель музея сможет познакомиться с этим экспонатом. Е.С. Мишин передал  музею ещё один уникальный документ – сборник работ кафедры судебной медицины «Вопросы теории и практики судебной медицины» (Вып. 69, 1969). В сборнике опубликована статья Я.Л. Шрагера и Н.Г. Мухина «Некоторые данные исследования бальзамированного трупа, погребённого около ста лет тому назад». Учёные подробно описывают, как происходило исследование тела, обнаруженного при сносе Греческой церкви…

 «Когда я увидела изображение сердца Дмитрия Егоровича Бенардаки, –

поделилась впечатлениями заместитель директора Музея истории завода «Красное Сормово» Маргарита Геннадьевна Финюкова, на долю которой выпала ответственная миссия доставить голограмму из Санкт-Петербурга в Сормово, – в голове проносилось: вот оно, сердце, которое трепетало от любви и нежности, когда появлялись на свет дети, которое сжималось от горя, когда приходилось хоронить близких людей, которое горело идеями и планами, бешено колотилось или замирало от восторга, когда спускали на воду новое судно или давала первую плавку мартеновская печь… И которое осталось в России – и в прямом, и в переносном смысле».

 

* Голограмма  это оптический клон объекта или его трёхмерное изображение. В нашем случае – это чёрное непрозрачное стекло размером 26 на 30 сантиметров. Но если направить на стекло свет галогенной лампы под определённым углом, на нём появится изображение «объекта» в натуральную величину.

На фото: М.Г. Финюкова  и Е.С. Мишин на кафедре судебной медицины Академии им. И.И. Мечникова, на заднем плане, на стене – голограмма с изображением сердца Д.Е. Бенардаки. Январь 2024 года

11:01 02.03.2024 16+
1255

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Рекламный баннер 990x90px banbottom